План работы с детьми-инвалидами
Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии;
- Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем;
- Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.
№ |
Направления в работе |
Цель |
Сроки |
1 |
Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов |
Сбор сведений об особенностях развития учащихся |
Сентябрь |
2 |
Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребёнком-инвалидом |
Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребёнком-инвалидом и его родителями |
Сентябрь |
3 |
Наблюдение за учащимися, как на уроках, так и во внеклассной работе |
Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся |
Сентябрь, октябрь |
4 |
Исследование учащихся с помощью различных психологических методик |
Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы, проблем в общении, наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва» |
Сентябрь, апрель |
5 |
Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка |
Изучение степени сплоченности в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе |
Октябрь, апрель |
6 |
Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах с детьми-инвалидами |
Снятие нервно-психического напряжения, коррекция самооценки, развитие психических функций ; преодоление пассивности, формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции, преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков |
В течение года |
7 |
Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями |
Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников. |
Декабрь |
8 |
Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид |
Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов. Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи |
В течение года |
9 |
Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей |
Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям, имеющим ребёнка с ограниченными физическими и умственными возможностями. Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю |
В течение года |