МАОУ "СОШ №16"
Вологодская область, г. Череповец
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    План работы с детьми-инвалидами

             Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

             Задачи:

    1. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии;
    2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем;
    3. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.

    Направления в работе

    Цель

    Сроки

    1

    Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов

    Сбор сведений об особенностях развития учащихся

    Сентябрь

    2

    Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребёнком-инвалидом

    Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребёнком-инвалидом и его родителями

    Сентябрь

    3

    Наблюдение за учащимися, как на уроках, так и во внеклассной работе

    Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся

    Сентябрь, октябрь

    4

    Исследование учащихся с помощью различных психологических методик

    Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы, проблем в общении, наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва»

    Сентябрь, апрель

    5

    Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка

    Изучение степени сплоченности в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе

    Октябрь, апрель

    6

    Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или  (и) в специальных группах с детьми-инвалидами

    Снятие нервно-психического напряжения, коррекция самооценки, развитие психических функций ; преодоление пассивности, формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции, преодоление отчуждённости  и формирование коммуникативных навыков

    В течение года

    7

    Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями

    Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.

    Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников.

    Декабрь

    8

    Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид

    Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.

    Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи

    В течение года

    9

    Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей

    Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям, имеющим ребёнка с ограниченными физическими и умственными возможностями.

    Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю

    В течение года

    Меры поддержки

    Мера поддержки.
    Мера поддержки
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Обеспечение бесплатным питанием в соответствии с законодательством РФ и Вологодской области Федеральным законом устанавливается, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Годовой план работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Цель – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

    Задачи:

    1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).

    2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

    3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

    4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).

    5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

    6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

    7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

    8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы

    9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем  проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

    10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику

    11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Кабинет сенсорной разгрузки для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

    Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.

    Благодаря этой программе в нашей школе появилась сенсорная комната. Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для детей-инвалидов и младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната  помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

    Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:

    • улучшение настроения;
    • появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
    • получение положительных эмоций;
    • нормализация сна;
    • снижение тревожности и беспокойства;
    • уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
    • отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
    • повышение иммунитета;
    • ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
    • ускорение процессов мозговой активности;
    • стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

    Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

    • вводная (ритуал приветствия, разминка);
    • основная (релаксация, игра);
    • завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

    Время сеансов в сенсорной комнате 30 - 40 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.
     Организация работы:

     Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

    Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

    Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

     1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).

    2. Наличие знаний и опыта работы.

    3. Доброжелательность, открытость.

    Оценка эффективности работы:

     По результатам наблюдений педагога, педагога-психолога, врача.

     Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния  расслабления.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике